Якимово в историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии
Село Якимово, при речке Сахтыш, от Владимира находится в 70 верстах (75 км), а от Суздаля в 40 верстах (43 км). Село было вотчиной графов Шереметьевых.
В середине XVIII столетия Якимово было приходом, как значится в «Историческом собрании о граде Суздале» Ан. Фёдорова; церковь в селе была деревянная в честь Воскресения Христова, однопрестольная; эта церковь существовала до 1811 года.
В 1804 году, по благословению преосвященного Ксенофонта, владелец села граф Алексей Сергеевич Шереметьев на свои средства положил основание существующей каменной церкви. Церковь строилась в течение семи лет, так что окончена была строением в 1811 году и освящена в том же году в честь Святителя и Чудотворца Николая. Одновременно с церковью и на средства того же помещика построена каменная колокольня; а в позднейшее время церковь и колокольня средствами прихожан обнесены каменною оградой с деревянными решётками.
Престолов в церкви четыре: в холодной во имя Святителя и Чудотворца Николая, в ней же на хорах: во имя Архистратига Михаила и во имя великомученицы Анастасии; в тёплой трапезной — во имя великомученицы Екатерины.
Из старинных достопримечательных священных предметов в церкви имеются:
- Четырёхконечный серебряный крест с частицами святых мощей, длиною 7 вершков (31 см). На лицевой стороне креста сделаны чеканные изображения: вверху Воскресения Христова, в средине Распятого Христа, на правой стороне Его — Матери Божией и Марии Магдалины, а на левой — Иоанна Богослова и Логина сотника с копьем на плече, внизу Иоанна Предтечи в виде ангела крылатого, правая рука которого протянута горизонтально, а левая держит потир с главою. На обороте креста написаны имена угодников Божиих, частицы мощей коих сохраняются в кресте, именно: Андрея Первозванного, Иакова, брата Господня, Иоанна Предтечи, Архидиакона Стефана, Григория Богослова, Иоанна Милостивого, Василия Великого, Иоанна Златоуста, мучениц Евдокии, Феодосии девицы, Фёклы, преподобной Марфы, царевича Дмитрия, Максима Блаженного, князя Владимира, Алексея человека Божия, Тихона чудотворца, Антипы чудотворца, Николая чудотворца и Сергия чудотворца. Крест этот приложен в церковь в 1830 году помещицей села Якимова, графиней Пелагией Ивановной Шереметьевой, супругой Михаила Сергеевича Шереметьева, родного брата строителя церкви.
- Четырёхконечный золотой крест, мерою в 1 ½ вершка (6,6 см), с частицами св. мощей угодников Божиих: Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, Сергия, Радонежского чудотворца, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Милостивого, Пимена, Киевского Митрополита, Архидиакона Стефана и Макария, Киевского Митрополита. Крест этот пожертвован в церковь в 1826 году той же помещицей Пелагией Ивановной Шереметьевой, что и вышеописанный крест. Крест, в серебряном ковчеге, висит на древней Казанской иконе Божией Матери.
- Федоровская икона Божией Матери, мерою в высоту 14 вершков (62 см), а в ширину 10 вершков (44 см), в сребопозлащенной ризе; лики Богоматери и Предвечнаго Младенца покрыты слюдой. По стилю письма икона очень древняя и, вероятно, перенесена из старинной Воскресенской церкви. Внизу на ризе вычеканены следующие слова: «Сей святый образъ списанъ съ чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы нарицаемыя Ѳеодоровскiя иже во градѣ Костромѣ, и явленiе того целебоноснаго образа бысть въ лѣто (6706) августа въ (16) день, явися той чудотворный образъ Пресвятыя Богородицы Великому Князю Василiю Георгiевичу рекомому Квашнѣ Костромскому и Галицкому сыну Благовѣрнаго Великаго Князя Георгiя Ярославича Владимiрскаго, правнуку жъ преподобнаго и благовѣрнаго Великаго князя Александра Невскаго и Владимiрскаго». Кем и когда пожертвована эта икона — неизвестно.
- Икона Святителя и Чудотворца Николая, мерою в высоту 23 вершка (102 см), а в ширину 16 вершков (71 см), в серебряной ризе, очень древнего письма; надо полагать, что и эта икона, как и вышеописанная, перенесена из старинной Воскресенской церкви.
Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1802 года, а исповедных росписей с 1828 года.
При церкви имеется земли: усадебной одна десятина (1,1 га), сенокосной 3 десятины (3,3 га) и пахотной 30 десятин (33 га); план пахотной и сенокосной земли есть, а усадебной — нет.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причта дохода получается до 410 рублей серебром, а именно: от земли до 40 руб., от сбора хлебом до 50 руб. и за требоисправления до 320 руб. Дома причт имеет собственные, на церковной земле.
Рассказать друзьям: