Золотниковская Успенская пустынь
Расположена в северо-западной части села недалеко от шоссе Иваново-Суздаль-Владимир. Занимает участок в форме неправильного квадрата, некогда обнесённого каменной оградой; с севера и запада он ограничен р. Золотоструйка с овражистыми, покрытыми деревьями и кустарником берегами, а с юга и востока — застройкой села. Основана пустынь в 1-й четверти XVII века иноком Ионою Головицыным, при котором была поставлена небольшая деревянная Успенская церковь и называлась обитель «Новая пустынь берёзовского борку Успения Богородицы». В XVII — 1-й половине XVIII века пустынь пользовалась большой известностью и процветала. Её часто посещал суздальский митрополит Илларион, вносили вклады цари Михаил Фёдорович, Пётр I, царевна Софья; энергично велось строительство. В 1651 г. вместо первоначальной деревянной была сооружена каменная, ныне существующая Успенская церковь; в 1656 г. построена надвратная церковь Всех Святых, в 1657 г. — Казанская. Согласно описи 1764 г., главы Успенской и Казанской церквей были покрыты «чешуёю каменной». С 1724 г. пустынь стала называться Успенской Золотниковской. С 1764 г. она становится заштатной, однако строительство здесь продолжалось: в 1806 г. был возведен настоятельский корпус, в 1810—1820 гг. участок обносят оградой, во 2-й половине XIX века строятся кельи, гостиница для приезжающих, народное училище. От всех этих сооружений к настоящему времени сохранились только церкви Успенская и Казанская, настоятельский корпус и части фундаментов надвратной церкви, келий и башен ограды. Границы участка видны сейчас благодаря небольшому валу на месте ограды и рву. Пример первоначально целостного древнерусского ансамбля конца XVII — начала XVIII века с интересным планировочным и композиционно-пространственным решением как всего ансамбля, так и составляющих его отдельных памятников.
Расположение главных его сооружений рассчитывалось с учётом зрительного восприятия при движении от главного входа через арку ворот Всехсвятской церкви, а также с площади. Господствующее положение в ансамбле занимало наиболее крупное здание — Успенская церковь, находившаяся в центре северной половины территории пустыни. Казанская церковь расположена северо-западнее Успенской, с небольшим разворотом на северо-восток для лучшего её обзора с различных точек территории и особенно с площади. Настоятельский корпус замыкает ансамбль соборной площади с юга.
Церковь Успения
Церковь Успения — бесстолпный трёхглавый храм, выполненный в формах древнерусской архитектуры середины XVII века с использованием традиций суздальского зодчества. Его трёхглавие вызвано, вероятно, ориентацией на храмы Суздаля XVI века. Аркатурноколончатый пояс в верхней части стен связан с памятниками Верхней Волги. Пространственная композиция кирпичного, покрытого обмазкой и побеленного здания, состоит из крупного двухсветного четверика храма с четырёхскатной железной кровлей, увенчанной тремя световыми барабанами, и примыкающих к нему объёмов: сильно вынесенной полукруглой алтарной апсиды (первоначально, вероятно, было две апсиды), трапезной и северного придела. Во 2-й половине XIX века здание подверглось капитальной перестройке. Был пристроен южный придел, разобраны внутренние стены трапезной в обоих приделах. Для достижения традиционного пятиглавия над западной частью четверика были дополнительно устроены две декоративные главки (утречены). Большинство проёмов заложено, восточное окно апсиды растёсано в широкий въезд.
Своеобразно сосредоточение декоративного убранства в верхней части фасадов. Стены четверика завершены карнизом и фризом из поребрика и пояса балясин: во фриз вкомпонованы также обрамленные полуваликами пятиугольные киоты. Под фризом по периметру стен, исключая мощные огибающие угловые лопатки, протянут аркатурный пояс. Не имеющие наличников окна — арочные, с глубокими наружными откосами. Северный и южный входы обрамлены перспективными порталами с килевидными завершениями.
Внутри четверик перекрыт оригинальной системой сводов: в восточной части две подпружные арки несут коробовый и полукоробовый своды со световыми отверстиями для центрального и боковых барабанов; в западной части — полулотковый свод.
На своде и в верхней части стен храма сохранились фрагменты клеевой живописи. Это интересный пример росписи середины XIX века, гризайльный декор которой выдержан в стиле классицизма, а в изображении святых заметно влияние древнерусской живописи XVII века. Изысканный колорит построен на сочетании интенсивных ярких и разбеленных светлых тонов. В западной части свода на розовом фоне написана «Новозаветная Троица» в окружении архангелов в красно-сиреневых, охристых, бледно-голубых и сине-розовых одеждах. Гризайльный орнамент на арках свода выдержан в зеленоватых и коричневых тонах. На южной стене написаны изображения святых, на западной — сцены из жития Николы, на северной — «Поклонение волхвов» и «Преображение».
Казанская церковь
Казанская церковь принадлежит к типу трапезных церквей, трехчастных в плане. Кирпичное, неоштукатуренное здание стоит на высоком подклете, в котором располагались помещения хозяйственного назначения. Над подклетом находилась собственно церковь с двусветным прямоугольным в плане четвериком, завершённым декоративной главкой, и примыкающими к нему тремя уплощенными апсидами алтаря (в ширину основного объёма), и более широкой квадратной трапезной. К настоящему времени сильно разрушена трапезная, утрачены перекрытия подклета, четверика и алтаря, а также завершения всего здания.
Декоративное убранство фасадов выдержано в той же стилистике, что и в Успенской церкви. На углах объемов также расположены мощные лопатки, а декоративное убранство сосредоточено в верхней части четверика и других объёмов. Сходны и применённые архитектурные мотивы — поребрик, балясины, аркатурный пояс. Однако это сходство не буквальное: так, аркатурный пояс здесь более миниатюрный, а между рядами поребрика в четверике проходит пояс перспективных ширинок.
Внутри четверик храма перекрыт в первом этаже коробовым сводом, во втором — лотковым, алтарные апсиды — лотковым и коробовым сводами, подалтарное пространство — коробовым сводом.
Настоятельский корпус
Настоятельский корпус — двухэтажная, прямоугольная в плане постройка, вытянутая по оси север-юг. Нижний этаж кирпичный, оштукатуренный и побеленный; позднее надстроенный верхний рублен из брёвен в лапу и обшит тёсом; кровля вальмовая. Фасады выполнены в упрощенных формах классицизма. Первый этаж завершён карнизом простого профиля из двух полочек и сухариков. Прямоугольные окна помещены в слабо заглубленные плоские ниши. Второй этаж с дощатыми пилястрами, закрывающими торцы бревен, венчает сильно вынесенный карниз. Тамбур входа с крыльцом на восточном фасаде подчеркнут треугольным фронтоном на кронштейнах.
Первоначальная планировка первого этажа довольно архаична и состоит их трёх анфиладно соединенных, симметрично расположенных помещений: большого центрального и меньших боковых. Комнаты верхнего этажа связаны коридором, идущим вдоль задней стены. Перекрытия плоские деревянные. Прежнее оформление интерьеров не сохранилось, за исключением двух кафельных печей 1-й половины XIX века. Изразцы белые, с синим ромбовидным рисунком с цветком в центре.
Рассказать друзьям: