Церковь «Всех скорбящих радость» (Берёзовик)
Стоит на краю села, на высоком холме над р. Вязьма; господствует в окружающем пейзаже. Сооружена в три строительных периода: первый этаж (теплый храм «Происхождения Честных древ» с приделом Михаила Архангела) возведён в 1779 г. на средства помещика
Мощный двухэтажный основной четверик церкви завершён выпуклой четырёхгранной кровлей, над которой поднимается чешуйчатая луковичная главка с перехватом на небольшом цилиндрическом световом барабане. К четверику примыкают почти равные ему по ширине и на немного пониженные полукруглый алтарь и прямоугольная трапезная. С запада композицию замыкает трехъярусная колокольня под крутой гранёной кровлей с люкарнами. Пристройки к колокольне несколько нарушают строгую осевую симметрию здания.
Облик фасадов достаточно строг: графичные, барочные по рисунку наличники окружены большими плоскостями гладкой стены. Необычны наличники с крупными ушами в два уступа — в верхнем этаже трапезной. Окна второго этажа арочной формы и значительно более крупные, чем нижние окна с лучковыми перемычками. По цоколю и в карнизах проходит поребрик. Над входом в лестничную пристройку сохранилась ажурная опора двускатного зонта с кронштейнами ампирного рисунка. В окнах уцелели первоначальные кубоватые решётки.
Внутри основной четверик тёплого храма перекрыт цилиндрическим сводом, а холодного — четырёхлотковым сомкнутым со световым кольцом центрального барабана. Оба алтаря имеют цилиндрические своды, переходящие в конхи, а трапезные — полулотковые своды с распалубками над окнами. Первый и верхний ярусы колокольни перекрыты сомкнутыми сводами, а средний — плоским деревянным потолком. В палатке при колокольне — цилиндрические своды, перекрытие над лестницей имеет форму ползучей арки.
От клеевой росписи начала XIX века сохранилась барочная композиция «Коронование Богоматери» в конхе апсиды. Живопись на своде и стенах четверика полностью переписана маслом во 2-й половине XIX века, тогда же выполнены лепные обрамления и карниз. Возможно, ряд композиций на своде и в верхнем ярусе повторяет первоначальные, в нижнем — написаны заново.
Манера росписи характерна для академической живописи. На своде, ребра которого отмечены рисованными тягами, композиции необычно расположены в два яруса. В верхнем написаны «Преображение», «Воскресение», «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа» (живопись имеет значительные утраты); их лепные обрамления имеют форму квадрифолиев. В нижнем ярусе в каждом лотке помещены по три евангельские сцены (исключение — «Ветхозаветная Троица» на северном лотке). Между ярусами выполнены гризайльные изображения ангелов, в обрамления включен орнамент-плетёнка. На стенах живопись помещена в два яруса; в первом — евангелисты, библейские и евангельские композиции, сцены из жития Сергия Радонежского, святые. Интересной особенностью росписи представляются изображения апостолов в верхней части восточной стены, имитирующие иконы апостольского чина. Они фланкировали центральную икону (очевидно, Христа-Вседержителя) и, таким образом, «дополняли» иконостас.
Сторожка
Сторожка — небольшое одноэтажное здание с вальмовой кровлей, построенное во 2-й половине XIX в. Кирпичные стены побелены по кладке. Огибающие лопатки на углах прямоугольного объёма пересекают поребрик, проходящий в завершении стен.
Рассказать друзьям: