Храмовый комплекс села Обёзово
Расположен в юго-восточной части села, на участке, вытянутом вдоль старой дороги из Суздаля в Иваново. По другую сторону дороги идёт порядок сельской застройки, с северной стороны комплекса находится кладбище, а с восточной — пруд. Комплекс состоит из построенной в 1792 г. из кирпича (на месте прежней деревянной) летней церкви Преображения и расположенной южнее зимней церкви Введения (1830 г.). В 1860-е гг. храмы и кладбище были обнесены оградой (ныне утрачена). Доминирующим сооружением является Преображенская церковь с колокольней, выразительный силуэт которой хорошо виден издалека. Характерный для суздальского региона храмовый комплекс, в архитектуре которого соединились черты традиционного древнерусского зодчества и провинциального классицизма.
Церковь Преображения
В 1799 г. с северной стороны был пристроен тёплый придел, разобранный в 1830 г. Во 2-й половине XIX века появилось крыльцо на западном фасаде и был заложен северный арочный входной проём. Стены побелены по обмазке. Выразительный пример небольшого сельского храма, типичного для суздальского зодчества XVIII века своей ориентацией на традиции предшествующего столетия.
Двусветный четверик под высокой четырёхскатной кровлей увенчан луковичной главкой на двухъярусном восьмигранном барабане. В уровне нижнего света к четверику примыкают чуть более узкая полукруглая апсида и равные ему по ширине короткая трапезная и притвор. Над притвором возвышается довольно широкий восьмигранный столп колокольни, увенчанный шатром с вогнутыми гранями и главкой суздальского типа.
Особый интерес представляет декоративное убранство фасадов. Четверик (кроме северного фасада), апсида, трапезная и притвор, барабан главы, а также ярус звона колокольни обработаны парными и одинарными узкими рустованными пилястрами. Они объединяют ритмически все объёмы здания и придают ему вертикальную устремленность. Окна с лучковыми перемычками (на четверике расположенные в две оси) украшены высокими наличниками с тонкими колонками по сторонам и фигурными завершениями килевидной формы. В характере трактовки перспективных порталов, арок звона, затейливых карнизов из поясков, зубчиков и язычков, в вогнутых гранях шатра колокольни очевидно заимствование этих форм из суздальских образцов.
В интерьере четверик и трапезная слиты в единое помещение, композиционным центром которого является высокое, хорошо освещённое двумя рядами окон в глубоких нишах пространство четверика, перекрытое повышенным сомкнутым сводом с восьмигранным световым отверстием в центре. Алтарь, куда ведут три проёма, перекрыт конхой, трапезная — полулотковым сводом, притвор — поперечно ориентированным коробовым. Полы выложены крупными каменными плитами.
Клеевая живопись в четверике, трапезной и притворе — характерный пример барочных росписей начала XIX века (поновлена маслом в конце XIX века). Многие композиции на сводах и стенах четверика утрачены. В холодной цветовой гамме здесь преобладают высветленные сдержанные тона: бледно-синие, розовые, разбелённые зелёные с серыми притенениями, контрастирующие с ярко-бирюзовым фоном стен.
В куполе изображен Саваоф, на лотках свода — композиции в пышных обрамлениях (сохранилось лишь «Вознесение» на западном лотке). Рёбра свода подчёркнуты растительным орнаментом. Световое отверстие оригинально декорировано выполненными гризайлью переплетёнными лентами. Евангельские композиции, утратившие первоначальный стиль после поновления, трактованы в позднеакадемической манере. Они расположены в два яруса на боковых стенах. В оконных нишах написаны евангелисты в круглых медальонах. На западной стене в верхнем ярусе сохранилась композиция «Сошествие Св. Духа», под ней написан гризайльный карниз в светло-коричневых тонах.
Цветовая гамма росписи в трапезной более яркая; она построена на тёплых охристо-золотистых и красно-коричневых тонах. На своде — сцена «Коронование Богоматери», на западной стене вверху — редко встречающаяся в это время композиция «О тебе радуется», в нижней части — «Успение».
Церковь Введения
Побелена по кирпичу. В конце XIX века к западному фасаду пристроили входной тамбур-притвор. Небольшой приходской храм в стиле позднего классицизма с необычной объёмно-пространственной композицией.
К квадратному в плане, кубообразному четверику, покрытому четырёхгранной купольной кровлей с луковичной главкой на цилиндрической шее, с восточной и западной сторон во всю его ширину примыкают два одинаковых пониженных прямоугольных объёма — алтарь и трапезная. Это редкая для культовых построек композиция строго симметрична как по продольной, так и по поперечной оси.
Стрельчатая форма окон и декоративное убранство фасадов с упрощёнными четырёхпилястровыми портиками дорического ордера на северном и южном фасадах и двухпилястровыми — на восточном и западном, а также завершение стен четверика поясом, включающим прямоугольные и круглые филенки, свидетельствуют как об индивидуальном своеобразии храма, так и о веяниях начинающейся эклектики.
Внутри основной четверик перекрыт низко нависающим парусным сводом. Необычна структура алтаря, разделённого продольными стенками на три помещения: центральное с полулотковым сводом и боковые — с цилиндрическими. В трапезной свод лотковый; в притворе — деревянное перекрытие, воспроизводящее коробовый свод. Сохранились фрагменты масляной живописи сер. 19 в. на стенах четверика.
Рассказать друзьям: