Храмовый комплекс: Церкви Ильи Пророка и Николая Чудотворца (Тейково)
Расположен на высоком холме у обрыва, в центральной части города. В комплексе господствует Ильинская церковь типа «иже под колоколы», увенчанная высоким шатром (1699 г.). К северо-западу от неё находится Никольская церковь (3-я четверть XVIII века с приделами 1795 и 1833 г.) и дом причта (2-я половина XIX в.), поставленный на понижающемся к северу склоне на границе участка. В южной его части в 1-й половине XVII века стояла также деревянная Троицкая церковь, вместо которой в 1694 г. на средства князей Прозоровских, владевших Тейковом, был построен каменный пятиглавый храм (не сохранился). В середине XIX века при последних владельцах графах Олсуфьевых территория комплекса была обнесена металлической оградой на кирпичном основании, выполненной в формах классицизма. Она включала двое ворот и угловые башни-павильоны с изогнутыми гуськовыми кровлями, украшенные главками-вазонами и сдвоенными колонками на углах (ныне ограда утрачена). В 1862−64 гг. Никольская церковь на средства Каретниковых была отреставрирована, а в 1892−95 гг. значительно расширена. Комплекс, ориентированный изначально на центральную площадь, сейчас отсечён от неё крупным жилым домом, построенным в 1950-е гг. на месте Троицкой церкви. Интересный пример храмового комплекса, объединяющего один из ярких памятников рубежа
Церковь Ильи Пророка
Церковь Ильи Пророка с крупной шатровой колокольней над основным объемом — уникальное произведение русской архитектуры, отличающееся выразительным силуэтом и необычной объёмной композицией. Продолжая традицию бесстолпных церквей «под колоколы», она полностью выдержана в формах допетровской архитектуры XVII века. Кирпичные стены побелены по обмазке. К высокому и довольно узкому двусветному четверику храма примыкают низкий пятигранный алтарь и квадратная трапезная (оба чуть уже основного четверика); последняя имеет длинную прямоугольную пристройку с запада (1-я половина XVIII века). В толще западной стены пристройки устроена лестница, ведущая к своду трапезной и колокольне. Вход на лестницу — снаружи, с южного фасада. Восьмигранный столп колокольни оканчивается ярусом звона и шатром с тремя ярусами слухов, увенчанным миниатюрной главкой.
Нарядность фасадов храма характерна для русского зодчества XVII столетия. Грани столпа под килевидными арками звона украшены крупными изразцами в перспективных ширинках, архивольты арок имеют килевидные подвышения. На углах всех объемов — огибающие лопатки, окна обрамлены наличниками с наборными стойками и лопастно-килевидным верхом. Очень богаты венчающие карнизы четверика и трапезной, включающие поребрик, пилу, пояса балясин и уступчатых кронштейнов-язычков. Кроме того, по верху стен четверика проходит ряд зарубленных полихромных изразцов с двуглавыми орлами. А чуть ниже — сложный пояс, в котором килевидные кокошники чередуются с балясинами. Оригинальна форма окон второго света в четверике со скругленными верхними углами. Они забраны коваными решетками с крещатым раппортом и репьями.
Внутри четверик перекрыт глухим сомкнутым сводом. Алтарь — коробовым, переходящим в граненую конху, трапезная — полусомкнутым. Ярусы колокольни разделены плоскими деревянными перекрытиями. Колокол (согласно надписи на нём) отлит в 1772 г. для тейковской Троицкой церкви. Сохранились фрагменты масляной живописи 2-й пол. XIX века на сюжеты из жития пророка Ильи.
Церковь Николая Чудотворца
Церковь Николая Чудотворца сохранила от первоначального периода лишь небольшой основной четверик (прямоугольник, растянутый по оси север-юг) и полукруглый главный алтарь. Пристройки конца XIX века с северной, южной и западной сторон увеличили площадь здания примерно в десять раз, приблизив его объёмно-пространственную структуру к базиликальной и придав храму совершенно иной художественный облик. Кирпичные стены здания оштукатурены.
Нынешнее фасадное убранство типично для периода эклектики. Приемы классицизма соединились здесь со стилизованными формами древнерусского и отчасти византийского декора (аркатура под скатами декоративного мотива на стенах четверика, подобие закомар на западном фасаде). Довольно крупные арочные окна расположены по одному в первом ярусе и сгруппированы по три — во втором.
Внутри базиликальное пространство разделено аркадами на три нефа (средний значительно подвышен). Нефы перекрыты плоскими потолками. На откосах окон сохранились фрагменты орнаментальной масляной живописи конца XIX века.
Дом причта
Дом причта — небольшое одноэтажное здание с полуподвалом, возможно более ранним. Кирпичные стены побелены по кладке. Архитектура характерна для аналогичных построек периода эклектики, оттеняющих своим нейтральным обликом представительные сооружения комплекса.
Прямоугольный объем завершён вальмовой кровлей. По верху стен и огибающих углы лопаток проходит узкий фриз с сухариками. На главном западном фасаде шесть арочных окон без наличников симметрично разделены лопаткой. Все проемы вытянуты по вертикали, кроме одного (на южном торце) — очень широкого, завершенного коробовой перемычкой.
Рассказать друзьям: