Церковь Иоанна Богослова (Стебачёво)
Поставлена на левом берегу р. Нерль, в центре древнего села, которое до 1764 г. было вотчиной суздальского Спасо-Евфимьева монастыря. Сооружена из кирпича в 1786 г. Стены побелены по обмазке. В XIX веке была сделана западная пристройка к трапезной, охватившая своим объёмом нижний четверик колокольни; при этом проёмы между его пилонами были расширены, а часть западной стены трапезной разобрана. В последней трети XIX века священником этой церкви был дед
Двусветный основной четверик, чуть растянутый по продольной оси, завершён четырёхскатной кровлей. Её венчает луковичная чешуйчатая главка с перехватом, основанием для которой служат поставленные друг на друга небольшой восьмигранный барабан и цилиндрическая шейка. К четверику примыкают сильно пониженные объёмы полукруглой, чуть суженной апсиды и квадратной, равной четверику по ширине трапезной, над которой возвышается восьмигранный столп колокольни. Шатёр последней прорезан двумя рядами слухов и завершён маленькой чешуйчатой луковичной главкой.
Декоративное убранство фасадов включает огибающие лопатки на углах, раскрепованные над ними широкие карнизы, перспективные порталы боковых входов и нарядные наличники с профилированными подоконниками, колонками по бокам и фигурными килевидными завершениями. На углах столпа колокольни также поставлены лопатки, арки звона завершены килевидными архивольтами. О древнерусских традициях свидетельствует также не подчинённое строгой симметрии расположение оконных и дверных проёмов и их не совсем одинаковые размеры. На фасадах западной пристройки воспроизведены элементы декора старой части здания. Над входом в пристройку сохранился металлический зонт конца XIX века на ажурных кронштейнах.
Внутри четверик, хорошо освещённый двумя ярусами окон и световым кольцом барабана, перекрыт четырёхлотковым сводом (с промежуточными диагональными гранями), алтарь — цилиндрическим, переходящим в конху, трапезная — полулотковым. В первом ярусе колокольни свод сомкнутый; перекрытия окружающей части пристройки — стропильные деревянные с подшивным потолком. На колокольне храма вывезенный из с. Быково Суздальского уезда колокол с орнаментальными фризами, отлитый в 1873 г. на нижегородском заводе купца
Клеевая живопись конца XVIII — начала XIX века в четверике и трапезной — выразительный памятник стиля барокко, в котором наряду с сюжетными композициями большая роль отведена гризайльному декору. Поновлена маслом во 2-й половине XIX века, композиции в нижнем ярусе западной стены выполнены заново.
В центральной части свода написана орнаментальная розетка, от которой к углам расходятся декоративные полосы с изображением евангелистов в медальонах, зрительно расширяющие узкие диагональные грани. На лотках традиционно расположены «Преображение», «Воскресение», «Вознесение» и «Вознесение Богоматери». В основании свода — гризайльный карниз. На западной стене в верхнем ярусе помещены евангельские сцены «Исцеление расслабленного» и «Изгнание торгующих из храма», отличающиеся динамичностью композиционного построения. Между ними гризайлью изображён ангел на постаменте с крестом и потиром в руках. Композиции «Лепта вдовицы» и «Христос и самаритянка» в нижнем ярусе выполнены в позднеакадемической манере. В своде трапезной — роспись на слова «Отче наш».
Трёхъярусный главный иконостас 1780-х гг. — один из лучших памятников барокко в Ивановской области. В его структуре присутствуют царские врата с исключительно редким по композиции изображением «Тайной вечери» в сочетании с «Благовещением», развернутая композиция «Распятия» с предстоящими, орудиями Страстей и четырьмя жертвенными чашами. О высоко профессиональном архитектурном и орнаментальном оформлении иконостаса свидетельствует строгая соподчинённость элементов композиции, высокое качество выполнения резных и живописных работ, разнообразие форм иконных досок. Всё это даёт основание предположить, что в качестве образца для провинциальной церкви был использован очень качественный столичный иконостас стиля барокко. Вместе с тем чистота стилевых форм здесь утрачена, в орнаментике прослеживаются элементы рококо (букеты, цветочные гирлянды, измельчённый характер резьбы) и в меньшей степени — классицизма (розетки, вазы, иконы округлой формы). В скульптуре и особенно в резьбе царских врат заметны черты примитива.
Иконостас в девять осей усложнён двумя парами ризалитов по сторонам центральной оси. Его боковые крылья выходят на северную и южную стены храма. Нижний ярус объединяет местные, праздничные и тумбовые иконы. В нём наиболее ярко выражены принципы барокко. Эта часть композиции насыщена архитектурным и орнаментальным декором. На ризалитах по сторонам царских врат расположены иконы Богоматери и Христа с резными навершиями. Тумбовые и праздничные иконы в форме квадрифолиев заключены в широкие резные рамы. Над праздничными образами помещены резные полукруглые в плане балдахины с раздвинутыми завесами, увенчанные прорезными кокошниками треугольных очертаний с ликами херувимов, акантовыми листьями и коронами. На капителях колонн, фланкирующих иконы, помещены коленопреклоненные ангелы. На диагональных выступах карниза со стороны центральной оси установлены скульптурные изображения двух сидящих евангелистов, а на выступах к северу и югу от балдахинов — ангелы с рипидами, украшенными ликами херувимов.
Откосы царских врат декорированы накладным объёмным орнаментом, составленным из крупных акантовых листьев. На уровне карниза орнамент переходит в поясные изображения двух ангелов с обнажёнными торсами и с плащами на уровне пояса. Ангелы в третьем ярусе по сторонам Распятия представлены в набедренных повязках. Выбор таких неканонических облачений для ангелов следует отнести к особенностям данного иконостаса.
Два верхних яруса иконостаса однотипны. Центростремительная динамика их композиции проявляется в живописи: одиночные фигуры представлены в поворотах к центру, а фланкирующие главную ось иконы — трёхфигурные. Основная сюжетная нагрузка ложится на скульптурные композиции страстного цикла — от «Тайной вечери» до «Распятия». Тема небесного предстательства обозначена в живописи фигурами апостолов и пророков, а в скульптуре -евангелистами, ангелами и херувимами. Идея Царствия небесного показана через изображения небесных сил, балдахинов с венчающими коронами, а также венцов на иконах с ликами Христа и Богоматери.
Иконостас частично переделан: утрачены две из четырёх скульптур евангелистов и икона Вседержителя из апостольского чина. Икона Богоматери перенесена из пророческого яруса в апостольский, а композиция «Распятие с предстоящими» — из венчающей части в третий ярус. Верхний осевой балдахин первоначально располагался над царскими вратами
Одноярусный иконостас в стиле классицизма в южном приделе трапезной характерен для 1-й половины XIX века: он решён в виде четырёхколонного портика с фронтоном, с тремя овальными иконами в завершении. Над довольно скромными царскими вратами — скульптурное изображение Св. Духа в виде голубя.
Рассказать друзьям: