Стебачёво в историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии

Село Стебачёво расположено на левом возвышенном берегу реки Нерль и отстоит от Владимира в 60 верстах (64 км), а от Суздаля в 31 версте (33 км).

В первый раз в старинных письменных документах Стебачёво упоминается в «правой грамоте Великого князя Ивана Ивановича по спорному делу о землях Спасо-Ефимовского монастыря» (относится в 1476—1490 гг.), из которой видно, что село Стебачёво во второй половине XV столетия и селища Лазарьково, Мудищево, Еремейцево, Чернобаево, Хохлово, Росалово и Головкино были вотчиной Спасо-Ефимовского монастыря. Кто пожаловал монастырю Стебачёво — неизвестно.

В 1520 году некто Матвей Судимантов и сын его Роман, владельцы села Петрова Городища, расположенного по правой стороне реки Нерли, в одной версте от Стебачёва, судились с Спасо-Ефимовским монастырём, доказывая свои права на владение перечисленными селищами: Лазарьковым, Еремейцевым и др.; но суд постановил решение в пользу монастыря. В «правой грамоте Великого Князя Василия Ивановича 7028 года» сказано:

искалъ Спасского Еуѳимiева монастыря Строитель старецъ Дiонисiй Нарбековъ вмѣсто архимандрита Кирилла съ братею на Матвеѣ Судимантовѣ и сынѣ его Романѣ, что вступились Матвѣй и сын его въ ихъ монастырскiе вотчинные деревни въ деревню Лазаркову да въ деревню Иваньску да въ селище Медвѣдево, въ Еремѣйцево, въ Чернобаево, въ Хохлово, въ Росалово, въ Головкино, называли своими вотчинами; и по суду и по приговору судей Григорья Ѳедоровича да дворецкаго Михаила Юрьевича въ тѣхъ деревняхъ истца Спасскаго монастыря строителя старца Дiонисiя Нарбекова отправили и Матвѣя Судимантова и сына его Романа обвинили и тѣми деревнями и селищемъ велѣно владѣть Спасскому монастырю

Тот же Матвей Судимантов несколько ранее, именно в 1517 году, предъявлял свои права на Стебачевский луг и лес, расположенные на правой стороне реки Нерль, близь села Петрово-Городище, но «князь великiй Иванъ Васильевичъ указалъ тѣ пожни къ монастырю къ селу Стебачеву». В 1566 году владельцы Петрова-Городища, князья Семен и Тимофей Ивановичи Вяземские с архимандритом монастыря составили «полюбовную разъѣзжую запись», по которой «за рѣкою за Нерлью на Петровской сторонѣ луг» оставлен за селом Стебачёво. Однако, не смотря на эту «полюбовную запись» новый владелец Петрова-Городища, князь Андрей (фамилия не показана) в 1586 году снова поднял вопрос: кому должен принадлежать этот луг — монастырю или ему; но и на этот раз, как и прежде, суд постановил владеть лугом монастырю.

В приходо-расходных книгах Спасо-Ефимовского монастыря 1697 года записано:

съ села Стебачева взято съ крестьян съ 11 вытей 11 рублей, и не взято противъ прежнего платежу по властелинскому указу, деревни Лазаркова съ пожарныхъ крестьянъ с 4 вытей безъ чети; платилъ Гришка Алексеевъ

С упразднением монастырских вотчин в 1764 году крестьяне села Стебачёво переименованы в государственных.

Церковь в селе по имя св. ап. и еванг. Иоанна Богослова построена в 1786 году средствами прихожан; зданием каменная, с таковою же колокольней. Престолов в церкви два: в холодной — в честь св. Иоанна Богослова, в тёплой трапезной — во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Копии метрических книг с 1802 года, а исповедных росписей с 1828 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1864 году.

Земли церковной по плану и межевой книге значится: усадебной 1550 квадратных саженей (0,7 га), сенокосной 7 десятин 1270 квадратных саженей (8,2 га) и пахотной 35 десятин 932 квадратных сажени (38,6 га).

Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причт получает: до 300 руб. за требоисправления, до 40 руб. с земли, от хлебного сбора 20 руб. и 34 руб. 45 коп. процентов с церковного капитала. Дома причт имеет собственные, на церковной земле.

Приход: село (44 двора) и деревни Иван в 7 верстах, Медведево в 4 верстах и Гари в 6 верстах; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 142, душ мужского пола 473, а женского пола 470 душ.

Смотрите также:
Расскажите друзьям:
К началу страницы
Святыни земли Тейковской